?

Log in

No account? Create an account
Юрий Панчул [entries|archive|friends|userinfo]
Money can buy bandwidth. Latency requires bribing God.

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Первый в СССР компьютер, подключенный к интернету [Feb. 22nd, 2009|11:21 pm]
Yuri Panchul
Этот пост - дополнения к посту про рождение интернета в СССР. На снимке - первый в СССР компьютер, подключенный к интернету через Финляндию. Великое событие произошло в 1990 году в офисе кооператива "Демос" на Овчинниковской набережной в Москве. Тогда даже зоны ".ru" не было, сначала была ".su". Веба не было, но были e-mail, ftp, gopher и telnet.

Слева на снимке - Вадим Антонов, который впоследствие стал CTO компании Силиконовой Долины Pluris. Эта компания в период дотком-бума конца 1990-х получила более 100 миллионов долларов от венчурных капиталистов, причем эвалюация Pluris-а во время одного из раундов была выше 600 миллионов долларов - при довольно скромном заработке. Это было связано с тем, что Pluris был одной из относительно немногих интернет-железячных стартапов и тем самым привлекал венчурные инвестиции за любую цену. Сейчас можно увидеть, что даже pluris.com принадлежит другой компании (чему-то нефтяному). Но разработки такого масштаба всегда оказывают влияние на индустрию, так что это не зря.

Справа на снимке - Сергей Вакуленко ramlamyammambam, который обучал меня писать компиляторы, вместе с Сергеем Рыжковым sir66 и Витей Яницким. В качестве основы мы использовали Portable C Compiler от Стивена Джонсона (AT&T). Сергей Вакуленко сделал компилятор С для БЭСМ-6 и одного из Эльбрусов. Я сделал компилятор C для Электроники СС БИС (с Яницким, 1989) и Орбиты-20/700 (сам, 1991).

На экране компьютера - программа Сергея Вакуленко "Демос Командер", аналог Norton Commander для Unix-а. Он работала на Xenix 286 (версии Unix от Microsoft-а для PC на 286-м процессоре).




Лауреаты гос.премии за ОС Демос, 1988 год. Из 16 человек на снимке как минимум десять принимали самое активное участие в создании и развитии российского интернета.



ramlamyammambam: Перечислю известных мне людей. Стоят: Юрий Школьников, (не знаком), (не знаком), Михаил Паремский, (не знаком), Николай Саух, Михаил Давидов, (не знаком), (не знаком), Алексей Руднев.
Сидят: Вадим Антонов, Сергей Усиков, Леонид Егошин, Сергей Аншуков, (не знаком), Валерий Бардин.



Снимки через Сергея Вакуленко ramlamyammambam
Ссылка на историю кооператива "Демос" - http://nntp.demos.su/private/demos.html
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: ment52
2009-02-23 08:14 am (UTC)
Интересно
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: int20
2009-02-23 08:24 am (UTC)
AAA! Relcom Newsgroups! UUCP!
Ностальжи...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: raydac
2009-02-23 08:24 am (UTC)
а как связь осуществлялась? модемно по международной линии?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: panchul
2009-02-23 08:29 am (UTC)
Да. Вот "официальная" история - http://nntp.demos.su/private/demos.html

Кроме этого сейчас наверное придут ramlamyammambam и sir66 и все расскажут. Я в Демос заходил, но в его интернетовских делах не участвовал. Я вообще больше по компиляторам и САПР электроники.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: raydac
2009-02-23 08:40 am (UTC)
я правильно предположил
"Трафик был очень простым - тогда были БЕСПЛАТНЫЕ советские времена - на кафедре был ОДИН телефон и мы по МЕЖДУНАРОДНОМУ трафику соединялись с Хельсинским хостом"
впрочем других каналов у них тогда и быть не могло :)
у нас в 1999м питерский завод, где я работал, так же выходил в интернет через московский офис соединяясь с ним по междугородке модемом и уже не по бесплатному тарифу :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sir66
2009-02-23 03:42 pm (UTC)
Да, по модему, международный звонок в Финляндию. В то время именно туда можно было звонить просто по коду, без телефонистки. Счета приходили нешуточные, но в то время был расцвет кооперации, а за счет продажи программ кооператив зарабатывал неплохие деньги.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: cartonka
2009-02-23 09:09 am (UTC)
"Ты помнишь как все начиналось"))))
Спасибо за пост
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: donz_ru
2009-02-23 12:15 pm (UTC)
Вкупе с упоминанием девяностых фраза: "Сидят: Вадим Антонов, Сергей Усиков, Леонид Егошин, Сергей Аншуков, (не знаком), Валерий Бардин." звучит неоднозначно :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: andreybar
2009-02-23 03:12 pm (UTC)
Великолепно
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: is39
2009-02-24 01:03 am (UTC)

jumbo.hq.demos.su скорее всего

Вот только не помню - Xenix/386 или ISC? :-)

--igor

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: panchul
2009-02-24 01:24 am (UTC)

Re: jumbo.hq.demos.su скорее всего

А вот и ты, северный олень! Ну привет
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: 0trada
2009-02-27 08:21 am (UTC)
ох нифигасебе
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: panchul
2009-02-27 08:26 am (UTC)
А что именно нифигасебе?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: 0trada
2009-02-27 08:36 am (UTC)
что ты стоял у колыбели рунета ))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: panchul
2009-02-27 08:41 am (UTC)
Я не стоял у колыбели рунета. Я так сказать мимо пробегал. Я стоял у колыбели пары других начинаний, но это совсем другая история и происходила она уже в Америке.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: 0trada
2009-02-27 08:44 am (UTC)
ок, ну не стоял, а проходил мимо и взглянул на младенчика ))) все равно причастен. У меня комп появился в 2002 году, когда рунет уже даже избавился от юношеских прыщей ))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: belkkin
2009-02-28 01:45 am (UTC)
Первым интернет-пользователем в Комм. блоке был известный генетик Анатолий Клёсов, уже давно живущий в США. И было это в начале 80-х годов.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: panchul
2009-02-28 02:19 am (UTC)
А он пользовался именно Internet, или одной из не-интернетных сетей типа CompuServe, America Online, или BBS? Ведь до "Демоса" и домена .su не было.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: belkkin
2009-02-28 02:22 am (UTC)
ха, конечно никакого .su тогда еще не было, а пользовался он выходом через стокгольм, электронная почта, аднака.
Подробности можете узнать из первых рук, сам автор постарался и изложил.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: panchul
2009-02-28 02:39 am (UTC)
Просто электронных почт в былые времена было много, это после 1994 все слилось в Интернет. А так вообще люди говорили про кого-то из МГУ, кто еще в 1970-е что-то скачивал с западных сетей и т.д. Важность демосовцев в том, что они не просто вышли один или несколько раз, а построили постоянное подключение, причем именно к интернету (а не к скажем Bulletin Board System), и при этом их соединение разросталось и непрерывно с тех пор функционирует по сей день.


Я не уверен, что Клёсов заходил именно в интернет, но наверное могу прислать ему е-мейл и спросить - http://www.port-folio.org/part55.htm

Спасибо за информацию
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: belkkin
2009-02-28 03:01 am (UTC)
я своим сообщением о Клесове совершенно не собирался преуменьшать достижения кого бы то ни было из пионеров рунета.
Кстати, Анатолий описал свои приключения и выложил в сеть, так что писать ему не обязательно, хотя и не возбранно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: belkkin
2009-02-28 03:04 am (UTC)
А, ну вот вы и сами нашли одну из публикаций.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: zaylie_ocean
2010-09-18 08:58 am (UTC)
:-) , panchul
(Reply) (Thread)