?

Log in

No account? Create an account
Вопрос Андрея Кобелева из RUSNANO USA - Юрий Панчул [entries|archive|friends|userinfo]
Money can buy bandwidth. Latency requires bribing God.

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Вопрос Андрея Кобелева из RUSNANO USA [Mar. 18th, 2016|08:58 am]
Yuri Panchul
Господа: У нас тут в Silicon Valley есть небольшой офис РОСНАНО. Совсем небольшой - там сидят несколько человек и занимаются анализом местного рынка в Silicon Valley, сделками типа Crocus Technology и вообще выработкой идей, как бы помочь развитию российских технологий. Вот у одного из местных роснановцев, Андрея Кобелева, возник вопрос: а не ввести ли в российских вузах курс по физической части разработки микросхем / back-end? Что вы об этом думаете?





Что вы слышали про подобные курсы в российских вузах?

Да это уже везде есть - от Пскова до поселка Анадырь
1(5.3%)
Насколько я знаю, это стандартный курс во всех крупных федеральных вузах
0(0.0%)
В нескольких топ-московских и питерских вузах, но качество варьируется
1(5.3%)
Чего-то такое есть в МИЭТ и недавно начали вводить в МГУ
4(21.1%)
Ничего подобного не слышал
13(68.4%)

Как вы считаете, как их нужно вводить?

Достаточно в МИЭТ в Зеленограде, может быть факультатив в МГУ
1(4.5%)
Нужно ввести как стандартную часть образования в пяти-шести топ-вузах
3(13.6%)
Нужно ввести как в топ-московских, так и в крупных региональных вузах
5(22.7%)
Нужно в разном количестве везде, начиная с физматшкол
6(27.3%)
Также стоит ввести на Украине, в Беларуси, Казахстане, Армении и других родственных странах
2(9.1%)
Нет, это все не нужно, лучше выкупить у Гугла Boston Dynamics и учить российских студентов как строить няшных роботов-собак
3(13.6%)
Из-за бугра плюете?
2(9.1%)
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: raydac
2016-03-18 04:06 pm (UTC)
сделайте сначала онлайн версию хотя бы, на том же intuit , будет и полезнее и фидбэк и обкатаете теорию
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: panchul
2016-03-18 04:40 pm (UTC)
На intuit можно делать курсы? А как это? Я всегда считал, что это компания по софтверу про налоги.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: abbat81
2016-03-18 04:08 pm (UTC)
в Украине.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: craftwr
2016-03-18 06:36 pm (UTC)
На Украине, убогий.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: alextr98
2016-03-18 04:20 pm (UTC)
> как бы помочь развитию российских технологий.
Они правда не знают, как помочь?
И просиживают штаны в долине, размышляя об этом?
Чтоб я так жил!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: panchul
2016-03-18 04:38 pm (UTC)
А что бы вы делали?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: prof_killjoy
2016-03-18 05:12 pm (UTC)
Какой универсальный способ решения проблем – ввеcти курс. Чисто американский. Насколько замечаю тенденции последнего времени, американцы в следующем поколении даже малую нужду справлять не смогут, не пройдя специального курса и это не такой уж и стеб.
Что касаемо России (и ранее СССР) — не припомню ни одного сколь-нибудь талантливого человека, который бы получил знания на подобные темы на неких университетских курсах.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: disclamer
2016-03-18 05:16 pm (UTC)
Но ведь смогут же справить, пройдя курс?
Да и про талантливых людей вы не всё знаете.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: Иван Графский
2016-03-18 05:22 pm (UTC)
Если мне не изменяет память, то на нашей 27 кафедре уже убрали 1 группу из 2.
А рынок труда по запросу верилог на хэдхантере выдаст максимум 30 вакансий. Увы, нету рынка. Люди идут в вебдизайнеры к сожалению.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: maxgorbunov
2016-03-18 06:59 pm (UTC)
Убрали, но в этой одной группе людей столько же, как в двух. Ну, может, немногим меньше.

"А рынок труда по запросу верилог на хэдхантере выдаст максимум 30 вакансий. Увы, нету рынка. Люди идут в вебдизайнеры к сожалению".

А с этим согласен.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: norian
2016-03-18 05:42 pm (UTC)
в миэте по идее должен быть, но это лучше у миэтовцев спросить

проще за бугор ездить учицца, чем пробивать бюрократию в вузах - курс требует преподавателей с практическим опытом и оборудования, иначе это очередное изучение сферического коня в пальто

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mexa_nik
2016-03-18 05:44 pm (UTC)
Отличное предложение в профильных ВУЗах!!! (схемотехника, электроника, ....)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: craftwr
2016-03-18 06:38 pm (UTC)
Надо, только не курс, а прикладной предмет.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: Валерий Казанцев
2016-03-19 12:02 am (UTC)
Необходимость в курсе по back-end design сомнительна. Разве что, действительно, в каком-нибудь МИЭТ. Нормальным людям это не требуется. Большинство людей, занимающихся back-end, сидят в дизайн-центрах при фабах или работают на кого-нибудь из top-10 производителей микросхем. Все маленькие (и не очень) компании бэк-энд аутсорсят (узнайте, сколько стоит лицензия на IC Compiler, и поймете, почему).

К картинке тоже есть вопросы.
1. По первой (левой) части - непонятно, что есть "Architecture design". Какой-то абстрактный термин, который ни о чем не говорит. Что это - умение нарисовать диаграмму состояний конечного автомата? Или умение собрать SoC из кубиков? Или умение написать микроархитектурную спецификацию на тысячу страниц? Или рассчитать пропускную способность системной шины с заданным QoS? В любом случае, совершенно не ясно, как хоть что либо из этого можно сделать без знания "clocking & synchronization", которые появляются только в следующем семестре. Дальше, языки описания аппаратуры - это хорошо, но немного поздновато для шестого семестра, нет? Функциональная верификация - еще лучше, только как планируется все это уместить в один семестр?
2. По второй части - про синхронизацию уже сказал, про бэк-энд тоже. Паразитные эффекты - зачем это? Будем обучать нажимать на кнопки в Star-RCXT? Или на бумажке рассчитывать толщину проводников для борьбы с электромиграцией? Или физику вспоминать? Здесь имело бы смысл рассказывать про memory compilers, про то, чем отличается 9-track от 12-track библиотеки - то, что будет реально полезно разработчику, но это, извините, не бэк-энд - всё это впихивается в синтезатор, который вполне себе фронт-энд. Еще звездочкой помечен какой-то low-power research - ИМХО весь low-power research давным-давно уехал на архитектурный уровень, а все остальное давно придумано. Синтезатор вам fine-grain clock gating и сам сделает, для этого одна строчка в скрипте нужна. Хотите про UPF рассказать - это можно, я только за. Только, опять же, это архитектурный уровень (надеюсь, что лабораторки по разработке собственных isolation cells не планируются?)
3. По третей части - тестирование это хорошо. Надеюсь, что речь идет про MBIST/LBIST, тестирование в рантайме и прочие интересные плюшки, а не про JTAG или банальный DFT scan test. В любом случае, это тоже никакой не бэк-энд, все это делается на уровне нетлиста или выше. CMOS fabrication - одна лекция для собственного развития пойдет. Только людям, у которых голова забита всем вышеперечисленным, детальное знание процесса производства ни к чему. GDSII с лупой они вряд ли будут рассматривать.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: panchul
2016-03-19 12:11 am (UTC)
*** Большинство людей, занимающихся back-end, сидят в дизайн-центрах при фабах или работают на кого-нибудь из top-10 производителей микросхем ***

Контрпримеры: http://www.esilicon.com и http://www.open-silicon.com
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: freedom_of_sea
2016-03-19 09:09 am (UTC)
ктож её сделает? Преподаватели в России в глаза не видели ничего подобного. Да и студентам тяжело, им бы выучить пэхапэ и свалить
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: interrupthandlr
2016-03-27 09:47 am (UTC)
Мои 5 копеек о ситуации в МФТИ.

На физтехе на кафедре микропроцессорных технологий (по крайней мере в Интеле, не знаю про МЦСТ) читается лишь два курса, соприкасающихся с данной темой:
1) матосновы САПР СБИС - помню про алгоритмические проблемы размещения блоков, применение динамического программирования в выборе элементов для реализации формул логики.
2) курс про логические элементы и проектирование БИС - в больших подробностях физика в основе проектирования: емкости, утечки, распространение сигнала, все такое.
Уровнем выше никаких нареканий - архитектура и микроархитектура процессоров читаются отлично, есть реальные знания для работы в потактовых симуляторах.

При этом ничего не читается про systemC и Verilog (ну или совсем вскользь) - то есть люди конечно есть, но студентам этого не рассказывают. Естественно, про программирование FPGA лично я тоже ни слухом, ни духом. Такие дела.

Может быть, студентам на каких-то других кафедрах это преподают (микрон?), но про них я ничего не слышал :(

Юрий, приезжайте в МФТИ открывать третье направление кафедры микропроцессорных технологий! Расскажете, сколько платят VLSI-специалистам в долине -- все повалят к вам :) А там, глядишь, и на нашей кафедре будут развивать программу)

Edited at 2016-03-27 09:50 am (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: panchul
2016-03-27 04:03 pm (UTC)
Интересно, спасибо!

*** Расскажете, сколько платят VLSI-специалистам в долине -- все повалят к вам :) ***

Я как правило агитирую не зарплатами, а интересностью работы как таковой. Зарплаты в Долине все равно тратятся на местные суровые ипотеки, а в Москве социальная жизнь богаче :-)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: glam_evil
2016-03-30 02:02 am (UTC)
Как вариант, он-лайн курс хотя бы бакалаврского уровня. По возможности, бесплатный. Все железо меняем на симуляции и модели. Или платный с высылкой матчасти студенту и возвратом после обучения.
(Reply) (Thread)