?

Log in

No account? Create an account
Утечку мозгов из России можно остановить только созданием возможностей для интересной работы - Юрий Панчул [entries|archive|friends|userinfo]
Money can buy bandwidth. Latency requires bribing God.

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Утечку мозгов из России можно остановить только созданием возможностей для интересной работы [Jun. 12th, 2013|11:59 pm]
Yuri Panchul
Народ на фейсбуке обсуждает статью Физтех хочет остановить «утечку мозгов» из России.

Как и можно было бы ожидать, в одном месте все свели к зарплатам, а в другом месте требуют от физтехов-эмигрантов вернуть деньги за обучение.

Я тоже внес лепту в обсуждение (хотя не уверен в его полезности):



Yuri Panchul: Я общался с пятью разными группами на физтехе и даже сделал там пару (не совсем удачных) презентаций как представитель MIPS Technologies (см. http://withimagination.imgtec.com/index.php/mips-processors/imaginations-mips-architecture-is-coming-to-the-universities-in-russia-and-ukraine ). И вот мои два цента в эту дискуссию: я не знаю как насчет фундаментальной физики (пусть там Гейм и другие физики разбираются), но в области разработки систем на кристалле, компьютерной архитектуры и микроархитектуры, графических процессоров и т.д. - физтеху нужно шире и без странных условий работать с международными компаниями (причем не только с Интелом), которые помогли бы физтеху в модернизации программы обучения, привязке ее к реальной индустрии и даже в маркетировании физтеховских изобретений на мировом рынке.

...

Yuri Panchul: Когда я говорю о привязке к реальной индустрии, я имею в виду прежде всего привязку к российской индустрии, например к зеленоградским компаниями типа http://milandr.ru , http://elvees.ru , http://www.mcst.ru/ , http://km211.com/ и другим. Замечу, что российские электронные компании сами используют средства разработки электроники от американских компаний http://synopsys.com , http://cadence.com , http://mentor.com , лицензируют компоненты от http://imgtec.com / http://mips.com , http://arm.com http://vivantecorp.com/ , работают с фабриками http://www.tsmc.com и http://www.globalfoundries.com/ , используют готовые микроконтроллеры от http://microchip.com , http://www.st.com/ и ПЛИСы от http://xilinx.com и http://altera.com и т.д. Только с такой кооперацией российские компании могут сами выйти на международный рынок. Отсюда следует, что для физтеха жизненно необходимо плотно взаимодействовать со всеми американскими, европейскими и азиатскими поставщиками российских электронных компаний, привязывать теоретические курсы к практическим проектам и действовать активно, не ожидая пока все эти международные компании будут уговаривать физтех предлагая золотые горы - это нереалистично. А утечку мозгов можно победить только созданием большого количества интересных работ в России, а сделать это без международной кооперации невозможно.

...

Yuri Panchul: Утечку мозгов из России нельзя остановить только повышением зарплат. Необходимо также создать большое количество рабочих мест с интересной работой, причем интересной по гамбургскому счету - то есть с плотной связью с мировой наукой и мировым технологическим рынком.Не так много российских ученых и инженеров заинтересованы разрабатывать только закрытые проекты для российской военки о которых 1) мало кто узнает, и 2) интересность которых будет ограничиваться текущими правилами экспортного контроля от американского bis.doc.gov. А для разработки коммерческих технологичных изделий, конкурентоспособных на мировом рынке, российским компаниям необходимо кооперироваться с международными компаниями (лицензирование в одну и в другую сторону, совместный маркетинг), и одна из задач физтеха - подготавливать студентов для работы в такой обстановке.

...

Yuri Panchul: Повторю еще раз: мозги утекают не только и даже не столько от низких зарплат. Могли утекают, когда то, что они делают является inconsequential - от ситуаций, когда результаты труда или будут похоронены в закрытых проектах, или ситуаций, когда результаты будут находиться на заведомо более низком уровне, чем у зарубежных коллег из-за плохой связи с международным рынком, дефектов системы образования и неразвитости локальной технологической экосистемы. Именно эти проблемы нужно исправлять в первую очередь, а не сводить все к повышению зарплат и грантам.

Какая сторона спора вам ближе?

Чтобы остановить утечку мозгов, нужно повышать и повышать в России зарплаты
5(8.9%)
Чтобы остановить утечку мозгов, нужно заставить уехавших физтехов оплатить их обучение по ценам Стенфорда и MIT
3(5.4%)
Чтобы остановить утечку мозгов, нужно создавать рабочие места в России с интересной работой, котируемой на мировом рынке
45(80.4%)
Панчул, нам неинтересно твое мнение. Вот Гейм - это Голова!
2(3.6%)
Из-за бугра плюете?
1(1.8%)
LinkReply

Comments:
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]From: evgenyivanov
2013-06-13 07:20 am (UTC)
Есть такое понятие, как "удаленная работа", "удаленное образование". Т.е. мозги утечь не могут в принципе. Рынок труда глобальный. Можно нанять американца, который Россию по телеку видел. Можно забрать работу с собой. Есть, правда, разница в оплате труда. Но думаю, рынок труда сам себя сбалансирует.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: panchul
2013-06-13 08:04 am (UTC)
"Удаленная работа" и "удаленное образование" работают в некоторых случаях, но далеко не всегда. Все-таки в серьезных проектах среда в реале нужна.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: blazzer
2013-06-13 07:24 am (UTC)
>> интересной работой, котируемой на мировом рынке
яндекс, свсофт, аббуайуай (что первое в голову пришло)
и что? и ничего.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: panchul
2013-06-13 07:56 am (UTC)
Это замечательные примеры. Софт за 20 лет вырос. Теперь надо чтобы за следущие 20 лет так же само вырос Хард.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: freedom_of_sea
2013-06-13 07:32 am (UTC)

вы заинтересованы в утечке

свести физтехвцев с западным заказчиком - что может быть утечливее?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: panchul
2013-06-13 08:08 am (UTC)

Re: вы заинтересованы в утечке


Лично мне гораздо более интересен сценарий, когда физтех остается работать в России и лицензирует для своего российского ASIC-а у нашей компании CPU или GPU core. Это приносит больше денег чем импорт персонала в США (который еще нужно обучать и приспосабливать). Не говоря уже о том, что персонала нужно ограниченное количество, а много заказчиков не бывает.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(Deleted comment)
[User Picture]From: orastosk
2013-06-13 07:48 am (UTC)
На мой взгляд, в России надо выращивать корпорации, работающие на мировой рынок и конкурентоспособные на этом самом мировом рынке.
Просто создавать рабочие места - конечно неплохо, но эти рабочие места должны быть протобульёном для российских высокотехнологичных корпораций.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: panchul
2013-06-13 07:57 am (UTC)
Да, я с этим согласен
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: mr_parson
2013-06-13 08:44 am (UTC)
мне кажется, мантру "котируемый на мировом рынке" надо заменить на "действительно актуальный".

Просто котирование - один из способов оценить актуальность, важность деятельности. Но не единственный. Концентрируясь на этой котируемости мы подкручиваем метрики, вместо решения проблемы. Того, что решаются дурные задачи, без решения которых вполне можно обойтись.

В остальном пафос поддерживаю.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: freedom_of_sea
2013-06-13 09:42 am (UTC)

у меня есть ещё заклинания

"Не имеющий аналогов в мире и превосходящий мировые аналоги продукт"
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: norian
2013-06-13 10:01 am (UTC)
деньги прямо не конвертируюцца в изобретения и технологии - это во многом случайный процесс, поэтому увеличение зарплат в 10 раз даст в среднем такой же результат - выше головы не прыгнешь, кого-то стимулируют деньги, кого-то их отсутствие

очень сильно дестимулирует плохая жизненная среда - беспредел чиновнегов, колдобины, низкий средний культурный уровень, плохая экология городов

ну и прочие особенности национальной охоты

- большая зарплата предполагает откаты или тщательное вылизывание начальственных задниц
- бандиты любят отбирать большие деньги больше, чем небольшие - жизненные риски повышаюцца

вон пономареву дали много денех без откатов и вылизывания, теперь поливают грязью и таскают по судам
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: goryachee_leto
2013-06-13 10:12 am (UTC)
У вас полный набор штампов про чиновников и бандитов в погонах -
в реальности все очень обыденно, и не по американским стандартам конечно,
но никаких бандитов с погонами, держащих пистолеты у голов предпринимателей.
Назовите мне хоть одного реального предпринимателя, который постардал от этих бандитов
в погонах. Не называйте только барыг вроде чичваркина или березу с гусинским.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: alogic
2013-06-13 10:17 am (UTC)
Юрий, добавьте в опрос пункт "у России свой путь и американцы нам не нужны".

Edited at 2013-06-13 10:18 am (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: trurle
2013-06-13 10:22 am (UTC)
Мне кажется что противопоставление "проекты на грани <-> приемлемая зарплата" ложно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alex_bykov
2013-06-13 10:34 am (UTC)
Именно. И относится это не только к ФизТеху.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alextr98
2013-06-13 11:14 am (UTC)
> Утечку мозгов из России можно остановить
Надо вот спросить тов.Гуриева, он расскажет.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: sash_kan
2013-06-13 02:03 pm (UTC)
переписка осталась.
так что через какое-то время узнаем, за какие свои подвиги он так испугался.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(Deleted comment)
[User Picture]From: itman
2013-06-13 01:29 pm (UTC)
А где пункт: "нужно создавать рабочие места в России с интересной работой, котируемой на мировом рынке, и хорошей зарплатой?"

Яндекс и прочая индустрии - это, на самом деле, только условно-интересная работа. Вон оне же даже не скрывают, что больше всего ценят разработчиков интерфейсов :-) Хорошие интерфейсы безусловно интересны, но далеко не всем. Да и мало их хороших. А знание особенностей верстки в IE и Firefox не особо греет душу.

Edited at 2013-06-13 01:31 pm (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: avseyev
2013-06-14 11:47 pm (UTC)
Особенности "верстки в IE и Firefox" в Яндексе от силы знают человек 10. Остальные заняты совершенно другими вещами. Я бы начал с ликбеза общественности с того, что делают хайтек компании. А то даже у не так уж и далеких от IT людей создается впечатление, что в этих компаниях только "рисуют формочки". Кстати, тот же Яндекс очень даже активно занимается ликбезом. Вот самая популярная статья на хабре от Яндекса:
http://habrahabr.ru/company/yandex/blog/181219/
К слову, Sound fingerprinting и watermarking - это серьезная математическая и алгоритмическая проблема. Где там физтехи? Да и вобще где российская наука в области обработки звкука? Помнится физтехи в НИИ Акустики или как там эта лавочка активно распределялись.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: _iga
2013-06-13 03:25 pm (UTC)
Про работу согласен, но ведь есть ещё условия жизни.
Вы вот в Москве были - разве она Вам понравилась как место проживания?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: panchul
2013-06-13 04:18 pm (UTC)
Неожиданно для самого себя Москва мне как место проживания понравилась. Конечно стиль жизни не имеет ничего общего с Калифорнией - в Калифорнии народ живет в плоских домиках и везде ездит на машине - а в Москве машина бесполезна из-за пробок. Но в Москве много мест для пешеходных прогулок по городу, есть больше театров, культурных событий, качественный фастфуд, народ больше социализируется. Если снимать маленькую квартирку с быстрым доступом к центру через метро (как я делал в 1991 году), то можно жить довольно комфортно. Хотя и не по-калифорнийски - но вспоминая необходимость борьбы с термитами в калифорнийском доме, московский lifestyle выглядит все более и более привлекательным.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: maxdz
2013-06-13 05:10 pm (UTC)
Мозги утекают, когда страна из дикарской превращается в ещё более дикарскую. Мозги ведь всё понимают (если это действительно мозги, а не каша). Потому хорошая зарплата и интересные проекты не станут мозгам должной мотивацией, чтобы остаться в стране, где завтра бандит в милицейской форме доберётся до мозгов черенком швабры или бутылкой из под шампанского, через зад.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: Alexey Goldin
2013-06-13 10:05 pm (UTC)
Люто и бешенно аплодирую, это свойственно не только для России.

В США физики массово ломанулись в финансы не когда в финансах стали много платить, а когда закрыли суперколлайдер.

В общем будут места с интересной работой --- и люди к вам потянутся.

Про Яндекс, правда, мне тут на конференции рассказал один человек что у них много интересной работы в области machine learning. Ну почти как российскуй гугл. Детальнее не знаю, не в теме.
(Reply) (Thread)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
[User Picture]From: nevinodel
2013-06-14 09:25 am (UTC)
Мозги могут утекать не куда-то, а вообще...
(Reply) (Thread)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>