?

Log in

No account? Create an account
Как и зачем начинать обучение младшего школьника цифровой электронике? - Юрий Панчул [entries|archive|friends|userinfo]
Money can buy bandwidth. Latency requires bribing God.

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Как и зачем начинать обучение младшего школьника цифровой электронике? [Mar. 6th, 2012|11:47 pm]
Yuri Panchul
[Tags|]

Господа! Меня несколько ошарашили результаты опроса и высказанная мне в частном порядке реакция читателей на мой недавний пост про викенд на озере Тахо. Оказывается, почти никому из вас не интересны горные лыжи, голливудские сериалы, романтика Дикого Запада, утонченные хвойные леса, каннибализм и даже сладкая товарищ radulova. Зато фото моего сына Альберта, который собрал схемку для демонтрации SCR (silicon controlled rectifier) на макетной плате - вызвала оживленный интерес и даже вопросы в личке ЖЖ. Что-ж, движимый интересом читателй, я расскажу об этом поподробнее.

Зачем учить школьника электронике? Это простой, надежный и нескучный способ тренировки абстрактного мышления с раннего возраста, и при этом дающий полезные навыки и даже возможное основание карьеры для взрослого возраста. Ребенок довольно легко понимает концепции электрического тока, функции сопротивления и конденсатора, работу диода и транзистора как переключателя. Сначала можно поотренироваться собирать простые схемки с этими элементами на макетной плате, а потом можно смело идти в цифровую электронику - вводить понятия логического элемента (gate), синхросигнала (clock) и D-триггера (D-flip-flop), делать всякие счетчики, мигающие огоньки, светофоры и сумматоры, а потом (для старших школьников) перейти к дизайну на FPGA параллельно с программированием микроконтроллеров для всяикх роботов.

Почему именно цифровую электронику, а не аналоговую? Дело вкуса, но мне кажется (поправьте меня, если я сейчас ляпну глупость) что аналоговую электронику можно реально понять только зная дифференциальные уравнения, что для ребенка 6-12 лет проблематично. А вот цифровую электронику можно понять безо всяких дифуров, из общих соображений (если конечно не залезать в физическую имплементацию транзистора, parasitic extraction и другие подобные вещи, не имеющие отношения к данному посту).

Зачем вводить сопротивление и конденсатор перед цифровыми схемами? Во-первых, почему бы и нет (на них нагляднее тренироваться просто механически собирать цепи), а во-вторых, сопротивление появится в первой же цифровой схемке - чтобы не пережечь светодиод, а конденсатор в первой же схеме с синхросигналом на основе таймера 555.

Нужно ли при этом ребенка учить паять? Нет, не нужно, тем более, что паяльник - очень опасная штука в руках ребенка (ожоги, токсичные испарения и т.д.). Простые схемы можно собирать без паяльника, втыкая проводки на макетной плате (breadboard), а если вы серьезно решили построить руками детей настоящий компьютер из микросхем малой степени интеграции (это странная идея, но допустим), то я рекомендую освоить такую технологию, как монтаж накруткой или wire wrap. Это способ соединения элементов на плате, накручивая проводки на штырьки с помощью специального приспособления. Никакого паяльника и очень надежно - оказывается монтаж накруткой использовался NASA для сборки компьютера, которые летал на Луну Мои сыновья (7 и 9 лет) очень заинтересовались монтажом накруткой, когда я им это показал, и быстро выучились, как это делать. Вот видео на YouTube иллюстрирующее основную идею - Wire Wrap Tutorial for electronics. К этому видео стоило бы добавить картинку с перфорированной платой и wire wrap IC socket (такого гнезда с длинными ножками, в которое вставляется микросхема - справа), но вы это нагуглите без меня. Тем более, что это нужно только, как я уже сказал, только для сборки больших поделок - сначала опробовать что-то (например схемку для генерации синхросигнала) на макетной плате, а затем сделать постоянный монтаж на отдельной перфорированной плате и использовать её в разных проектах как целый отдельный блок.

Но для большинства детских проектов достаточно просто макетной платы, набора деталек, проводков и хорошей книжки.

Я рекомендую в качестве основы обучения использовать наборы Tronix 1 и Tronix 2 от компании Gibson Sales Systems http://www.gssteched.com/. Почему именно эти, а не всевозможные другие детские наборы электроники?

Другие наборы можно разделить грубо говоря на три категории:

1. Наборы, в которых вводятся простые понятия, но из которых непонятно, как перейти к сложным схемам - например все оканчивается на одном логическом элементе (гейте).

2. Наборы, в которых строятся сложные схемы со всякими датчиками и фокусами, но которые ребенку ничего не объясняют. Ребенок может собирать сложные соединения по картинке, но если он не понимает физический и логический смысл действа, то пользы от этого будет меньше, чем от обучения вязания на спицах.

3. Наборы с микроконтроллерами. Это прикольный метод научиться программированию, но концепциям цифрового дизайна это не учит - просто вокруг программы появляются необычные устройства ввода-вывода.

К достоинствам наборов Tronix относятся:

1. По своей сути каждый набор представляет собой кучу стандартных частей из радиомагазина в полиэтиленовом пакетике и книжку. Все эти детали можно купить незавизимо даже в России. Более того, так как набор строится на дискретных элементах и микросхемах малой интеграции 1970-х годов (серия 4000), ярые ностальганты по СССР могли бы теоретически использовать даже советские аналоги большинства компонент.

2. Книжка представляет собой очень простое, внятное и при этом основательное введение всех базовых понятий - Tronix 1 вводит резисторы, кондесаторы, транзисторы, а Tronix 2 - логические элементы, триггеры и счетчики. За каждым понятием следует упражнение.

3. Кроме обучающих упражнений есть приколы, которые нравятся детям - всякие сирены, звуковые органы, гирлянды огоньков и т.д.

4. Автор наборов (Гэри Гибсон) занимается этими наборами 40 лет, причем его наборами обучали школьников, студентов и взрослых. Кроме этого он чинил телевизоры, работал в IBM и Lockheed Aircraft (электроника для военных самолетов).

5. После этих компонент можно делать переход на FPGA - теперь логичесткие элементы, триггеры и мультиплексоры будут не просто математическими абстракциями (что трудно для школьников), а будут связаны с конкретными образами.


К достоинству и одновременно недостатку набора следует отнести монтаж на макетной плате, в которой большая часть проводов скрыты. Это с одной стороны тренирует память и пространственное воображение детей, но с другой - делает даже простые схемы не очень наглядными. Я могу себе представить набор, в котором компоненты (логичесике элементы, сумматоры, микросхемы памяти) были бы заключены в относительно большие коробочки с большими гнездами, чтобы дети собирали скажем простой процессор на большом столе, где все было бы явно и наглядно. Также к этому можно прикрутить магниты и сделать такое же на магнитной доске в классе.

Теперь картинки:


Раскрытая книжка из набора Tronix 1:





Детали набора Tronix 1:





Пример упражнения из набора Tronix 1 - электронным метроном:





Список экспериментов в Tronix 1:

L01 - Basic Electronic Circuits
L02 - How to Read the Resistor Color Code
L03 - How to Use a Solderless Circuit Board
L04 - How to Read Capacitor Values
L05 - How a Resistor Works
L06 - How a Potentiometer Works
L07 - How a Photocell Works
L08 - How a Capacitor Works
L09 - How a Speaker Works
L10 - How a Diode Works
L11 - How an SCR Works
L12 - How an NPN Transistor Works
L13 - How a PNP Transistor Works
L14 - A Two-Transistor Oscillator
L15 - How an 555 IC Timer Works
L16 - Dual Burglar Alarm
L17 - Automatic Night Light
L18 - DC to DC Power Supply
L19 - Electronic Metronome
L20 - Electronic Motorcycle
L21 - Railroad Lights
L22 - Variable Speed Lights
L23 - Continuity Tester
L24 - Audio Generator
L25 - Electronic Police Siren
L26 - IC Screaming Box
L27 - Variable Timer
L28 - Moisture Detector
L29 - Morse Code Oscillator
L30 - Nose-Beeper Game
L31 - English Police Siren
L32 - Insanity Alarm Game
L33 - Electronic Organ
L34 - Ohm’s Law / E=I*R
L35 - Resistors in Series
L36 - Resistors in Parallel
L37 - Measuring Voltage with a MM
L38 - Watt’s Law / P=I*E
L39 - Kirchhoff’s Voltage Law (KVL)
L40 - Kirchhoff’s Current Law



Теория про конденсаторы из одного из предыдущий версий набора для детей этого же автора (Гэри Гибсона):







Раскрытая книжка из набора Tronix 2:





Детали набора Tronix 2:





Пример схемы, собранной на макетной плате: 555 таймер, счетчик, декодер из BCD в 7-сегментный дисплей, 7-сегментный дисплей:





Список экспериментов в Tronix 2:

1 .Digital vs Analog
2. Digital Terminology
3. Solderless Circuit Board Assembly
4. LED Logic Indicator Circuit
5. 'AND' Logic Gate with discrete components
6. 'OR' Logic Gate with discrete components
7. 'NOT' and 'YES' Logic Circuits
8. 'NOR' Logic Gate
9. 'NAND' Logic Gate
10. 2 'NAND' Logic Gate Clock
11. 'NAND' Logic Gate Timer
12. 2 'NAND' Logic Gate Memory Circuit
13. 555 Timer IC and formulas
14. Binary Counter Circuit (MOD16)
15. Decade Counter Circuit (MOD10)
16.2,4,8,16 Divider Circuit
17. Digital Readout LED display
18. Digital Readout Decoder Chip
19. Digital Counter with 7-Segment Display
20. Digital UP-DOWN Counter
21. 8-Output Multiplexer Circuit
22. Digital 'Chasing Lights' Circuit
23. Visual 'Logic Probe' Circuit
24. 'Touch-Activated' Pulse Generator
25. 555 Pulse Train Generator
26. Yes/No Decision Maker Circuit
27. Yes/No/Maybe Circuit
28. Stop-Action Timing Circuit
29. Digital 'Touch-Activated' Switch
30. Digital 'Stepping Touch-Activated' Switch
31. Digital 'Light-Activated' Counter Circuit
32. 'Winning Number' Generator
33. Digital Dice Circuit
34. Introduction to Flip-Flops
35. 'D' Flip-Flop circuits
36. 'J-K' Flip-Flops

37. Schmidt Trigger

38. Shift Registers

39. OP AMP Circuits





Если вы не ребенок, но никогда к этому делу не прикасались и хотите пройти все за викенд или в формате лабы, то я рекомендую первые 15 утражнений Tronix 1, после чего следущую последовательность упражнений Tronix 2:


Экспресс-программа для взрослых:

Упражнение 4. LED Logic Indicator Circuit - только если вы решили пропустить и Tronix 1

* Знакомство с макетной платой (breadboard)
* Почему нужен резистор на LED (иначе ток сожжет LED)

Упражнение 9. 'NAND' Logic Gate

* Концепция логического элемента (gate)
* Концепция таблицы истинности (truth table)
* Микросхема 4011 - содержит 4 NAND gates
* Как любой гейт (AND, OR, NOT, XOR) можно построить из NAND

Упражнение 13. 555 Timer IC and formulas

* Нужно для введения концепции синхросигнала (clock)
* Очень кратко - про RC и детали интерфейса микросхемы понимать не обязательно

Упражнение 35. 'D' Flip-Flop circuits

* Концепция D-триггера (D-flip-flop) - хранит 1 бит информации, изменение ввода между пульсами clock-а (синхросигнала) не изменяет значение на выводе
* Связь с конценцией Moore Machine - конечный автомат произвольной сложности можно построить из D-flip-flop и NAND gate
* 4013 содержит 2 D-flip-flop

http://en.wikipedia.org/wiki/File:Moore-Automat-en.svg

Упражнение 14. Binary Counter Circuit (MOD16)

* Исследовательский вопрос лабы: Как построить counter, используя только NAND gates и D-flip-flops?

17. Digital Readout LED display
18. Digital Readout Decoder Chip
19. Digital Counter with 7-Segment Display
21. 8-Output Multiplexer Circuit
Необязательно: 22. Digital 'Chasing Lights' Circuit
38. Shift Registers



После этого можно покупать плату Digilent Basys2 Xilinx или Altera DE2 и переходить в мир взрослого цифрового дизайна на FPGA (теоретически имхо это можно делать в районе 8 класса). При этом микроконтроллеры можно учить и раньше, но это несколько другая тема, к которой я еще вернусь.


Понравилась ли вам тематика поста?

Понравилась
36(81.8%)
В России решается судьба Свободы и Демократии, а вы о каких-то радиодетальках!
2(4.5%)
Почему Радулова стерла все наши комменты, призывающие её иммигрировать к Панчулу в Калифорнию?
4(9.1%)
По-моему пора разбавить блог постом о камелиях
1(2.3%)
Из-за бугра плюёте?
1(2.3%)

Какого рода продолжение было бы вам наиболее интересным?

В сторону FPGA (реконфигурируемой логики)
14(36.8%)
В сторону микроконтроллеров и их программирования
13(34.2%)
В сторону архитектуры процессоров
9(23.7%)
Я готов научить Панчула Хаскелю в моем блоге
0(0.0%)
Из-за бугра плюете?
2(5.3%)
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: b_calabasov
2012-03-07 10:39 am (UTC)
Если у ребёнка есть интерес к технике - почему бы не попробовать?

Только я не согласен со всякими страхами относительно "обожжётся", "не поймёт"... Учить паять надо. Так же как учить строгать, пилить, работать молотком... стрелять из ружья, в конце-концов. Эти все занятия действительно травмоопасны, но они таковыми и останутся без соответствующих навыков.

Монтаж скруткой применялся с давних пор. И сейчас связисты много чего монтируют скруткой (в кроссах в основном). Известно, что монтаж скруткой надёжнее пайки. Минус - более габаритный, поэтому не везде применим. А еще бывает монтаж сваркой... Курс ПТУ на специальность "Монтажник радиоаппаратуры и приборов".

Про то, нужно ли рассказывать аналоговую электронику - вопрос! В принципе, конечно, нужно. Для понимания основ. Но надо смотреть на уровень подготовки ребёнка...

UPD: Вот что подумал... Некоторым ребятишкам интересно просто собирать что-то, что потом будет жужжать, моргать лампочками и т.п. При этом "как это работает" - вопрос оказывается вторичным. Во всяких "Чип&Дип" (у нас) полно наборчиков, когда можно самому собрать дверной замок с прикольной мелодией, регулятор яркости свечения лампочти и т.п. Вполне возможно, что кому-то из пацанят это окажется интересней, чем разбираться с принципами работы триггера.

Edited at 2012-03-07 10:45 am (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: panchul
2012-03-07 04:58 pm (UTC)
*** Во всяких "Чип&Дип" (у нас) полно наборчиков, когда можно самому собрать дверной замок с прикольной мелодией, регулятор яркости свечения лампочти и т.п. ***

Я и сам заметил, что ребенок может чисто механически собрать довольно сложные устройства, но имхо без понимания как это работает пользы от этого не много, так как "без понимания" тренируется только один навык - как прикрепить один проводок к другому. Путь "с пониманием" конечно требует в 10 раз больше времени, но зато остается полезное знание для будущего.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: lawer_liar
2012-03-07 10:43 am (UTC)
А на русском эти трониксы есть?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: panchul
2012-03-07 04:51 pm (UTC)
Я не видел, хотя чего-нибудь в таком духе в России может существовать - я просто не в курсе российского рынка. Кстати это один из примеров изделия, которое мог легко сделать и продавать российский малый бизнес.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: lawer_liar
2012-03-27 05:42 pm (UTC)
Конструкторы, что я видел в магазинах в Киеве - без объяснений, "возьмите это, вставьте туда".
Посмотрел на сайте Гибсона, они доставляют только в США. Случайно не знаете, как заказать в Украину например?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: itman
2012-03-07 02:28 pm (UTC)
Утащил в загашник. Согласен по поводу аналоговых штук и пайки. Я в свое время много паял: не стоит это того, канифоль вдыхать. В итоге, кстати, меня руководитель радиокружка меня переключил на создание цифрового устройства (с несколькими триггерами). Надо попробовать сына чем-нибудь таким тоже увлечь. Помимо программирования.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: msh
2012-03-07 02:51 pm (UTC)
Мне кажется, это скучно, потому что превращает электронику просто еще в один набор уроков. Надо выполнить упражнения по списку и поставить галочки. Во всяком случае, мне всегда были скучны все эти конструкторы "юный электроник"

А вот взять паяльник и сделать настоящий контроллер для елочной гирлянды. Пусть простой, но настоящий, который можно прямо к елке подключить и всем показывать - это да. Или слушать музыку на самостоятельно собранном усилителе.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: panchul
2012-03-07 04:49 pm (UTC)
Так в этом наборе применяются все настоящие компоненты и "бегущие огоньки" для елочной гирлянды там тоже есть. Т.е. при желании этот шаг делается очень легко - просто вместо макетной платы делается монтаж накруткой.

Я согласен, что данные наборы - это "уроки", но они детей не отталкивают, и при этом у них вырабатывается четкое понимание, как работает каждый компонент и они все вместе - логика за всем этим. Ребенок может механически собрать довольно сложную конструкцию, которая будет делать чего-нибудь веселое, но имхо пользы от этого в 20 раз меньше, если это без понимания, так как "без понимания" тренируется только один skill - прикрепить один проводок к другому.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: msh
2012-03-07 08:22 pm (UTC)
Ну, люди разные, я бы умер от скуки занимаясь этими "вставь одну ножку резистора в дырку 16g, а вторую - в 15a". Вот взять журнал Радио, собрать гирлянду оттуда, потом попытаться приделать вторую, чтобы мигала в противофазе, сжечь все и прожечь паяльником стол, это я понимаю!

Edited at 2012-03-07 08:26 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: panchul
2012-03-07 08:44 pm (UTC)
За "вставь одну ножку резистора в дырку 16g, а вторую - в 15a" я не агитирую, это из новой версии инструкции убрали. Более того, я прошу Альберта собирать не по инструкции, а по схеме, чтобы он сам соображал, как это собрать.

Что самое ценное в данном наборе имхо - это что перед каждым шагом рассказывается кусочек теории - как работает конденсатор, как работает флип-флоп.

Кроме этого в этих наборах есть оба типа упражнений - и чисто учебные эксперименты, и гирлянды, которые можно сделать перманентными с помощью паяльника или (как я рекомендую) wire-wrap. У wire wrap единственный недостаток - на все нужны socket-ы, так что получается дороже по деньгам, чем паяльником.


Edited at 2012-03-07 08:45 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vit_r
2012-03-07 06:28 pm (UTC)
Понятно, от чего такой задор: картинка на странице 17 похожа на сиськи Радуловой
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: _iga
2012-03-07 06:35 pm (UTC)
а разве Вы их видели?
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: panchul
2012-03-07 07:34 pm (UTC)
Тут слишком много вариантов. Для введения в простое программирование на компьютере (без всяких микроконтроллеров и встроенных систем) я рекомендую программирование на Питоне для детей:

http://www.amazon.com/Hello-World-Computer-Programming-Beginners/dp/1933988495




А для программирования микроконтроллеров - MPIDE и плату chipKit Uno32 http://www.digilentinc.com/Products/Detail.cfm?NavPath=2,892,893&Prod=CHIPKIT-UNO32



И первое, и второе я испытал на своей 12-летней дочери.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: andreylv
2012-10-09 09:07 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: plushevii_zaits
2012-03-08 04:47 pm (UTC)
А вот как я осваивал цифровую электронику:)
На фото изготовленный собственноручно RS-триггер! Мне 9-10 лет. По схеме из приложения к Юному Технику из бэушных деталей.
О готовой логике типа 155 серии можно было только мечтать:)
61.96 КБ
Нашёл даже этот журнал в инете! Можно взглянуть:
http://www.ljplus.ru/img4/p/l/plushevii_zaits/1983-03_10.jpg
http://www.ljplus.ru/img4/p/l/plushevii_zaits/1983-03_11.jpg
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: panchul
2012-03-08 05:51 pm (UTC)
Да круто! Я тоже спаял такой же триггер в 9-10 лет (1980) по журналу "Горизонты техники для детей".
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: plushevii_zaits
2012-03-08 07:33 pm (UTC)
Жаль было только что никто среди ровесников не интересовался этим. Я себя такой белой вороной чувствовал.
Кстати ещё такое мнение особое есть у меня на все эти обучающие конструкторы. Неоднозначное, мне сложно кратко сформулировать. Короче, видел я подобные наборы в детстве, но они по большей части вызвали умиление и смех. Что-то такое есть слишком игрушечное в них, оторванное от жизни, похожее на наскучившие школьные уроки. Меня манили настоящие устройства: печатные платы от старых ЭВМ, внутрянка телевизоров, магнитофонов итд. Мне кажется полезнее разобрать, к примеру, старый телевизор вместе, попутно объясняя назначение каждого блока и показывая элементы (это - резистор, это - транзистор, итд.), выпаять что нужно и докупив недостающее собрать, к примеру, дверной звонок. Ну или всегда можно придумать и собрать какое-нибудь другое устройство, которое будет хоть хоть-то полезно в хозяйстве. Это, конечно, будет менее эффективно с точки зрения познания теории, но мне так кажется, познание теории это второстепенное, главнее человека просто увлечь, и чтобы он почувствовал сам вкус и кайф занятия каким-то настоящим делом. Это кстати не только электроники касается. Как раз недавно тут наткнулся на статью, там автор прямо мои мысли выражает: http://letidor.livejournal.com/59938.html
Короче, я к тому эти обучающие наборы это с одной стороны хорошо, а с другой надо очень осторожно с ними подходить, чтобы не отпугнуть человека и не наскучить. И кроме этого, необходимо обязательно показывать и объяснять устройство настоящей электронной техники. И ещё такой тонкий и важный с моей точки зрения момент: дать проникнуться самой эстетикой электронных блоков и узлов. Первое впечатление оно всегда же чисто внешнее. Я например, когда держал в руках печатную плату в возрасте пяти лет, я ничего не понимал и в принципе не мог понять, но меня завораживал просто рисунок дорожек, к примеру:) И всякие такие мелкие штучки разной формы и цвета, усеявшие поверхность, это было что-то типа своеобразной аппликации, которую можно долго-долго изучать на вид, как произведение искусства. Мне кажется что в этом есть психологический момент довольно важный.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: plushevii_zaits
2012-03-08 05:11 pm (UTC)
*мне кажется (поправьте меня, если я сейчас ляпну глупость) что аналоговую электронику можно реально понять только зная дифференциальные уравнения, что для ребенка 6-12 лет проблематично*

То, что аналоговая электроника от высшей математики неотделима это так. Но то, что человек без этого не в силах будет разобраться в принципе работы простейших аналоговых схем - это неправда. Хотя-бы базового знания обычной алгебры вполне достаточно. Желательно понятие о производной функции, но это легко на пальцах объяснить. И можно собирать простейшие усилительные каскады, генераторные итд.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: panchul
2012-03-08 05:52 pm (UTC)
В конце Tronix 2 есть одно упражнение по операционным усилителям.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: beliberden
2012-03-09 07:28 am (UTC)
Насчет радиодеталей - мне лично они все-таки менее интересны, чем поездка на горное озеро Тахо. Это же такая экзотика! Кстати, Chevrolet Tahoe - это наверное в честь него?

Edited at 2012-03-09 01:12 pm (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: panchul
2012-03-09 04:29 pm (UTC)
*** Chevrolet Tahoe - это наверное в честь него? ***

Однозначно. Озеро широко известно, его название произошло от слова "большая вода" в языке локального индейского племени, так что можно не сомневаться, что альтернативного значения у слова нет.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: kellylynch
2012-03-11 06:59 am (UTC)
"простой, надежный и нескучный способ тренировки абстрактного мышления с раннего возраста" - причём, что очень важно, дающий ВИДИМЫЙ РЕБЁНКУ РЕЗУЛЬТАТ. В этом и проблема всего современного обучения - бОльшая часть школьного материала (математика и проч) - это абстракция, ребёнку совершенно непонятная. И потому скучная. Человек ведь - по сути своей та же обезьяна, которой нужна связка 'дёрнул хреновину X -> загорелась лампочка Y'. Это интересно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: pingback_bot
2012-03-11 08:32 am (UTC)

Цифровая электроника

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ljournalist_bot
2012-03-12 11:09 am (UTC)
Поздравляем! Ваш пост был отобран нашими корреспондентами и опубликован в сегодняшнем выпуске ljournalist'а.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: livejournal
2012-03-29 09:25 pm (UTC)

Конструкторы: происхождение видов

User familyr_papa referenced to your post from Конструкторы: происхождение видов saying: [...] родители должны быть достаточно подкованы в технике, а это нечасто бывает  (вот редкий пример) [...]
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: anshukov
2012-04-02 10:48 am (UTC)

+1000

+1000
(Reply) (Thread)