?

Log in

No account? Create an account
Cray-1 как символ суперкомпьютерно-эротических переживаний юного Ю.Панчула - Юрий Панчул [entries|archive|friends|userinfo]
Money can buy bandwidth. Latency requires bribing God.

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Cray-1 как символ суперкомпьютерно-эротических переживаний юного Ю.Панчула [Aug. 31st, 2010|09:05 am]
Yuri Panchul
ramlamyammambam отыскал какого-то чувака, который в порядке хобби, используя Verilog и Xilinx FPGA, сварганил дома имплементацию легендарного суперкомпьютера Cray-1. Также ramlamyammambam приводит воспоминания нашей молодости, когда мы в 1988-1989 делали С-компилятор для "Красного Крея" - Электроники СС БИС.

("Мы" - это Витя Яницкий, Юрий Панчул, Сергей Вакуленко и Денис Синяков в компании Олега Бацукова в МФТИ при сотрудничестве с Французовым и Кусиковым из Института Проблем Кобернетики в Москве. Там ещё был совсем немножко Дмитрий Григорьев в МФТИ) А кросс-линкер писал Тимур Шапорев tim_caper, и кросс-ассемблер - Володя Шарпай.

Компилятор был основан на Portable C Compiler by Stephen C. Johnson of Bell Labs, хотя для поддержки всех типов регистров СС БИС его пришлось сильно перекурочить. Впоследствие я как-то встретил Стефена Джонсона на конференции в Сан-Диего в 1995 (или 1996?) году. При этом я испытал некоторое разочарование - в мои 18 лет я представлял его полубогом, а он оказался, хм, человеком. Вот вред развиртуализаций!

Вот что я писал про "Красный Крей" в статье для "Нового Времени" Рождение и смерть советских компьютеров:

Кроме того, «Эльбрус» не был самым быстрым компьютером своего времени — его превосходил американский векторный суперкомпьютер Cray-1, выпущенный в 1976 году. Советское правительство решило скопировать Cray-1 под маркой «Электроника» СС БИС. Этот проект (автор участвовал в нем) был неудачей эпических масштабов — компьютер заработал только спустя 13 лет после своего заокеанского брата. До 1991 года было выпущено 4 экземпляра машины, которые оказались не нужными абсолютно никому.

Poll #1613178 Как реагирует ваш мозг на словосочетание "Cray-1"?

Как реагирует ваш мозг на словосочетание "Cray-1"?

Я вспоминаю книжку Уэзерелла про "самый мощный компьютер в мире в виде дивана"
8(24.2%)
Я когда-то знал ассемблер Cray-1 и даже про работу его векторного конвейера
3(9.1%)
Электроника СС БИС - демонстрация, что некоторые советские были не хуже буржуев, но с отставанием в 15 лет
1(3.0%)
Электроника СС БИС - символ деморализации и упадка советской электронной промышленности
3(9.1%)
Я девочка, которая не давала Панчулу, когда он в 18-19 лет занимался компилятором для СС БИС
1(3.0%)
А я девочка, которая знала Панчула в то время и дала через несколько лет
0(0.0%)
А я девочка, которая пыталась дать Панчулу в то время, но он притормозил
0(0.0%)
Я вспоминаю упоминание в статье Панчула "Рождение и смерть советских компьютеров"
2(6.1%)
А, вспомнил! Это что-то связанное с моделированием ядерных взрывов
4(12.1%)
У меня не было никаких ассоциаций с этим словосочетанием, но теперь появились
6(18.2%)
Из-за бугра плюёте?
5(15.2%)


Вот суперкомпьютер Cray-1 из музея истории компьютеров в Mountain View, CA:



P.S. Для тех, кто не знает и хочет увидеть, как выглядит язык дизайна хардвера Verilog, по ссылке из поста http://ramlamyammambam.livejournal.com/131508.html вы можете загрузить исходники этого "Домашнего Крея" и посмотреть. Хотя должен сказать, что например исходники процессоров MIPS написаны в несколько другом стиле, но для первого ознакомления это неважно.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: tandem_bike
2010-08-31 04:16 pm (UTC)
мой мозг вспоминает что крей это покойный соперник суперкомпов которые лепит моя половина.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: panchul
2010-08-31 04:34 pm (UTC)
Соперником Креев при жизни был Cyber, потом суперкомпы от Fujitsu, NEC, Hitachi, далее минисуперкомпьютер Convex и еще куча (мне нужно восстановить ассоциативный ряд и я все вспомню). А чем занимается ваша половина, если это не суперсекрет?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tandem_bike
2010-08-31 04:39 pm (UTC)
ох, немножко таки секрет. могу в личку если интересно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: panchul
2010-09-01 02:38 am (UTC)
Да, напишите в личке, мне любопытно
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ramlamyammambam
2010-08-31 04:38 pm (UTC)
Интересно, что Сеймур Крей уже тогда догадался использовать 16-битный набор команд, а MIPS допёр до этого совсем недавно. Иронизирую помаленьку. Тебе как сотруднику сей уважаемой конторы, вероятно, неполиткорректно её критиковать, а мне пока еще можно. :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: panchul
2010-08-31 05:04 pm (UTC)
Сережа, недавно появился microMIPS, а MIPS 16e был до этого (хотя MIPS 16e замедляет, а microMIPS - нет), и вообще 16-битный MIPS появился еще в 1990-е годы, но с ним была какая-то патентная история, которую мне нужно вспомнить (не сейчас, мне сейчас работать надо).
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ramlamyammambam
2010-08-31 06:39 pm (UTC)
MIPS16e не есть полноценная самодостаточная система, а лишь урезанное дополнение. MicroMIPS - да, весьма удачная штука. Если была патентная заморочка - это интересно, если сможешь добыть подробности. Но саму тенденцию перехода на гибкую длину команд можно было бы и раньше уловить, на примере успешности Интела 386. Только у Интела длина команды квантуется 8 битами, что слишком мелко. А 16 бит будет в самый раз. Тут ARM вовремя сориентировался со своим Thumb2. Но MIPS может их побить за счёт большего числа регистров и возможности расширения до 64-битной разрядности.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: panchul
2010-09-01 02:42 am (UTC)
*** Но MIPS может их побить за счёт большего числа регистров и возможности расширения до 64-битной разрядности.***

А также лучших метрик performance/milliwatt, performance/mm2, и (для определенных приложений) hardware-supported multithreading (он имеет преимущества перед multicore и может применяться одновременно с multicore - MIPS 1004K ).
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ramlamyammambam
2010-09-02 07:54 pm (UTC)
//А также лучших метрик performance/milliwatt, performance/mm2//

Здесь я не вижу _принципиальных_ преимуществ у MIPS. Они ж там в ARMе тоже не простаки, подпилят-подкуют где надо. Чисто техническая задача.

//и (для определенных приложений) hardware-supported multithreading//

Это удачный ход. Если аккуратно заточить соответствующие операционные системы, можно хорошо выдвинуться.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: spamsink
2010-09-01 04:28 am (UTC)
Пока вы тут шутки шутите, я успел найти в том коде ошибку и послать баг репорт:
In recip_lut.v, all
... = NNNN
should be
... = 4'bNNNN


Ну почему в таблицах обратных значений для деления с плавающей точкой постоянно образуются ошибки?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ramlamyammambam
2010-09-02 08:03 pm (UTC)
Потому что исчерпывающие тесты лениво писать. :)
Нет желания себе домашний Cray-1 за $169 поиметь?
http://www.robotshop.com/digilent-nexysy2-1200k-fpga-board.html
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: spamsink
2010-09-02 08:28 pm (UTC)
Мне на работе игрушек с Virtex5 хватает. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ramlamyammambam
2010-09-02 09:34 pm (UTC)
Да, у тебя же их там в каждом ящике как собак нерезаных. :)
На виртексе можно Крей не на 33 МГц, а раз в пять быстрее запустить.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: fizzik
2010-08-31 04:56 pm (UTC)
Какая-то невзрачная фотка.
Лучше бы вывесили фотки все перечисленных в опросе девочек!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: panchul
2010-08-31 05:05 pm (UTC)
А если девочки зайдут в пост? :-)
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: panchul
2010-08-31 09:45 pm (UTC)
Я это читал, спасибо
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: realcomp
2010-08-31 10:39 pm (UTC)
так и знал, что внутри у него солома какая-то :о)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: panchul
2010-09-01 02:45 am (UTC)
О, это совсем не солома! Это спецпровода для ускоренной передачи сигнала - см. http://ramlamyammambam.livejournal.com/131508.html?thread=925876#t925876
(Reply) (Parent) (Thread)
From: kellylynch
2010-09-02 05:11 pm (UTC)

заработал только спустя 13 лет

А из-за чего была такая задержка? Комплектующие некачественные?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: panchul
2010-09-04 09:58 pm (UTC)

Re: заработал только спустя 13 лет

Мнения могут быть разными, но ИМХО главная проблема была советская система экономики, принятия решений и т.д.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: sergeyvz
2010-09-05 03:33 am (UTC)

зато скопировали AP-120B

А вот FPS-164 с матричным процессором AP-120B болгарам удалось таки скопировать и запустить в серию. Его еще называли "Cray для бедных" :)) Кажется, потом Интел запихнул его (ну, или аналог) в свой кастрированный "векторный" i860 процессор (в котором только преобразование Фурье и saxpy достигали более-менее расчетной скорости, да и то на игрушечных тестах).
(Reply) (Thread)