?

Log in

No account? Create an account
Блоггеры — супермозг или самолюбование толпы? - Юрий Панчул [entries|archive|friends|userinfo]
Money can buy bandwidth. Latency requires bribing God.

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Блоггеры — супермозг или самолюбование толпы? [Sep. 24th, 2008|04:31 pm]
Yuri Panchul
На этой неделе российский журнал "Новое Время" (The New Times) опубликовал мою статью о блоггерах.

http://newtimes.ru/magazine/2008/issue084/doc-58471.html

http://panchul.com/wordpress/2008/09/24/bloggers/

Обсуждаемые вопросы:

* Блоггеры и американские выборы. Обама, Маккейн, Палин.

* Автор термина Web 2.0 Тим О’Рейли говорит о связи блогосферы с религиозными движениями New Age, в которых он участвовал.

* Эндрю Кин: Блогосфера - это «место, в котором сходятся вместе невежество, эгоизм, плохой вкус и закон толпы».

* Искривление реальности поисковиками. "Мудрость толпы".

* Евгений Горный сравнивает русских блоггеров с индейцами шошонами, которые ели лошадей.

* Эндрю Кина об авторитарных режимах и цензуре в интернете.

* Редактор San Francisco Chronicle Эл Сарацевич утверждает, что блоггер не может быть полноценным журналистом.

* Венчурный капиталист Гай Кавасаки утверждает, что на блоге невозможно заработать.

* Использование блогов в ЦРУ. История сотрудник военной разведки Мэттью Бартона, который читал украинскую блогосферу во время «оранжевой революции».

* Немного о СУП-е.


Блоггеры — супермозг или самолюбование толпы? Кто из кандидатов на пост президента США «владеет» интернетом — Барак Обама или Джон Маккейн? По данным компании Attributor Corporation, которая занимается измерением популярности кандидатов в интернет-сообществе, веб-сайты, посвященные и одному, и другому кандидату, сейчас фиксируют примерно одинаковое количество просмотров: 38 млн страниц в месяц про Обаму и 36 млн — про Маккейна. Какую роль играют блоги в политике? The New Times обратился с этим вопросом к известному критику блогосферы Эндрю Кину, автору книги «Культ любителя. Как блоги, MySpace, YouTube и другие современные «народные СМИ» уничтожают нашу экономику, нашу культуру и наши ценности»

Юрий Панчул

Обама вдвое популярнее Маккейна среди блогеров (13 млн против 7 млн), но проигрывает на традиционных сайтах новостей (12 млн против 25 млн). При этом два месяца назад доминирование Обамы в блогах было еще более выражено. Почему?

«Самым важным изменением было появление Сары Пэлин, — говорит Эндрю Кин. — Она символизирует приход «культа любителя» в политическую сферу. Избиратели оказались безразличны к факту, что у нее нет никакого опыта в политике. Также неудивительно, что пара Маккейн — Пэлин догоняет Обаму в популярности в интернете. «Культ любителя» — это социальное и культурное явление».

Web 2.0

Эндрю Кин поставил себе целью «разоблачить» отрицательные аспекты интернеткультуры, связанной с так называемым Web 2.0 — идеологией использования интернета, при котором его содержание создается не профессионалами (писателями, учеными, журналистами, кинематографистами), а массами кооперирующихся блогеров-любителей, которые ломают границы между производителями и потребителями информации.

Этот термин получил распространение в 2004 году, когда его стал использовать издатель книг по программированию Тим О’Рейли. Термин Web 2.0 был создан, чтобы отличать блогосферу и другие подобные сервисы от эпохи 90-х годов (Web 1.0), когда пользователи посещали вебсайты пассивно, не участвуя в изменении содержания сайта. Тим О’Рейли привнес в Web 2.0 религиозное значение, сравнив его с идеей «коллективного сознания» движения New Age («Новый век»), популярного у хиппи 70-х годов: «Современный интернет — это эхо того, о чем мы говорили в Эсалем (штаб-квартире движения New Age. — The New Times), но мы не знали, что это произойдет посредством технологии».

Долой тиранию экспертов?

Перед тем как стать критиком Web 2.0, Эндрю Кин не был новичком в интернете. В конце 90-х он был основателем одного из ранних дот-комов1 Силиконовой Долины, связанным с передачей музыки через интернет. Поэтому Эндрю Кин в 2004 году оказался одним из двухсот приглашенных на встречу «Друзей О’Рейли» в лесу к северу от Сан-Франциско. Идеологи «слета» объявили, что они хотят избавить общество от «тирании экспертов», которых предлагалось заменить «благородными любителями»2, коллективно (и бесплатно) производящих репортажи, энциклопедии, программное обеспечение, книги и фильмы для других «благородных любителей», без посредников в виде журналов и киностудий. Идея бесплатности звучала особенно иронично от лица мультимиллионера Тима О’Рейли и других состоятельных участников «пионерлагеря».

Эндрю Кин решил, что он не хочет участвовать в создании «дивного нового мира»3, который будет состоять из нескольких интернет-мультимиллиардеров и миллионов писателей-любителей, пишущих забесплатно. Он назвал Web 2.0 «местом, в котором сходятся вместе невежество, эгоизм, плохой вкус и закон толпы».

Кривое пространство

Почему технологии Web 2.0 потворствуют любителям? Эндрю Кин считает, что среди главных факторов, «искривляющих» пространство блогосферы, — алгоритмы работы поисковиков, в первую очередь Google (а в России «Яндекс»). Ранние поисковики начала 90-х годов искали информацию только по ключевым словам. В результате, если человек искал, например, про «синхрофазотрон», он вместо вебсайта лаборатории высоких энергий в Дубне мог попасть на сайт с песней Аллы Пугачевой «То ли еще будет», в которой упоминается синхрофазотрон. Более продвинутые поисковики конца 90-х годов начали учитывать историю предшественников. Например, если тысяча пользователей при поисках по слову «синхрофазотрон» кликнули на ссылку лаборатории в Дубне и только десять кликнули на ссылку о песне, то для следующего пользователя ссылка про Дубну будет стоять в списке ссылок гораздо выше, чем ссылка про Пугачеву.

К сожалению, у этого усовершенствования есть и обратная сторона. Когда миллионы пользователей кликают на ссылки, которые до них кликнули другие миллионы пользователей, поисковик начинает давать ответы, которые понравились «среднему жителю Земли». Это делает важную, но непопулярную информацию малодоступной — она просто никогда не поднимется до первой страницы результатов поиска. Преимущество получают популярные сайты, которые не обязательно содержат надежную и правдивую информацию. Эндрю Кин называет такой эффект «мудростью толпы» и утверждает, что из-за него многие пользователи интернета начинают считать правдой просто то, во что верит большинство. Это вызывает «информационные войны», когда каждая сторона пытается манипулировать рейтингами информации на интернете, давая ссылки на «свою» версию правды, чтобы поднять ее рейтинг в поисковиках и сделать ее «главной правдой».

Явления, описанные Эндрю Кином, еще сильнее выражены в русскоязычной блогосфере, в которой мало серьезных материалов (например, о науке или искусстве) и много бесконечных коллективных войн мнений, ссылок и комментариев. Кроме того, исследователь «Живого журнала» Евгений Горный из Оксфорда считает, что русские блогеры замкнулись на себе и упустили возможность интеграции через англоязычную блогосферу в международную культуру. Он сравнивает русских блогеров с племенем индейцевшошонов, которые съели подаренных им лошадей, не понимая, что лошади предназначены для езды. «Русские съели «Живой журнал», — шутит в своем анализе Евгений Горный.

В движение толпы может вмешиваться и государство. По словам Эндрю Кина, «если авторитарный режим Китая (или России) возьмет в свои руки вездесущий поисковик вроде Google или Baidu, последствия для правды будут очень тревожные. Google уже занимается самоцензурой в Китае, выполняя грязную работу для авторитарного правительства, потому что он нуждается в доходах с огромного китайского рынка».

Блоги vs журналистика

Поиск истины исходя из популярности мнений не имеет ничего общего с тем, как работают профессиональные журналисты в демократических странах, которые стараются держаться объективной реальности, потому что иначе они рискуют своей репутацией. К сожалению, из-за интернет-революции тиражи газет и журналов падают: например, только за 2005 год тираж Los Angeles Times упал на 18%. Падение тиражей означает не только увольнения журналистов. Как говорит редактор San Francisco Chronicle Эл Сарацевич, газеты отличаются от блогеров тем, что отвечают за свои слова, и поэтому их постоянно судят. Деньги нужны газетам, чтобы оплачивать услуги адвокатов, следовательно, газеты без денег не могут быть самостоятельными.

При этом, согласно Эндрю Кину, заработать на жизнь с помощью блога практически невозможно. Венчурный капиталист Гай Кавасаки — один из 50 самых популярных блогеров мира. Несмотря на то, что его блог в течение 2006 года посетили более двух с половиной миллионов человек, реклама в блоге принесла Гаю Кавасаки всего лишь $3350, что недостаточно для жизни профессионального журналиста. Таким образом, Web 2.0 «поедает» традиционную медиа, не предлагая взамен нового способа добычи высококачественной информации.

Разведблогеры

Хотя Web 2.0 не смог заменить профессиональный журнализм, блогосфера нашла неожиданное применение в ЦРУ. Согласно статье в газете The New York Times, опубликованной в 2006 году, внутренняя сеть американских спецслужб под названием Intelink долгое время использовала устаревшие технологии поиска информации. Из-за этого сеть, созданная еще в 1994 году, не смогла помочь предотвратить атаку 11 сентября 2001 года, хотя вся информация (например, о тренировках угонщиков самолетов) была известна, но хранилась в разных местах сети. Одним из инициаторов внедрения современного поиска и блогов в Intelink стал молодой сотрудник военной разведки Мэттью Бартон, который специализировался на изучении российской политики. Когда Бартон читал украинскую блогосферу во время «оранжевой революции», он был впечатлен, с какой скоростью блогеры реагировали на новые события. Сначала один блогер находил интересный факт, другой замечал его, ставя ссылку и присоединяя комментарий, третий сопоставлял с иным известным фактом — и интересная информация волнами облетала блогосферу, по пути обрастая сопоставлениями и комментариями. Бартон и его коллеги пришли к выводу, что большое количество рядовых «разведблогеров» в сети Intelink будут находить интересную информацию быстрее, чем кучка экспертов, работающая в изоляции. С другой стороны, информационные руководители спецслужб Вильям Сполдинг и Расс Траверс указали, что «разведблогеры » хороши для поиска потенциальных угроз, но не для их анализа, так как тысячи блогеров могут одновременно ставить линк на сообщение, содержащее ложную информацию.

Культурный апокалипсис?

Что же предлагает Эндрю Кин? Смириться с неизбежностью культурной катастрофы? Необязательно. Эндрю Кин подчеркивает, что он выступает не против технологии, а против идеологии замены профессионалов большим количеством любителей. В качестве положительного примера «мирного сосуществования» Кин приводит британскую газету Guardian, которая смогла вести эффективный онлайн-бизнес и интеграцию с блогосферой без снижения качества репортажей. А 16 сентября попытку примирить традиционные СМИ и блогосферу осуществила и российская компания СУП, которая владеет и «Живым журналом », и интернет-СМИ Газета.ру. Отныне редакторы Газеты.ру будут использовать фрагменты наиболее интересных постов блогеров «Живого журнала» в своих публикациях. Эксперименты с информацией продолжаются. Чем закончатся?

Эндрю Кин учился в Лондонском университете, университете Сараево и Университе те Калифорнии в Беркли. Один из пионеров Силиконовой Долины, инвестирующий в новые интернет-проекты. Выступает в качестве эксперта по вопросам интернета на CNN, BBC, Fox News. Колумнист The Los Angeles Times, The Wall Street Journal, Forbes.

_______________

1 A Dot-com company, или dot-com — компания в сфере интернет-бизнеса, вебсайт которой обычно использует популярный домен com — от слова commercial.

2 Отсыл к образу «благородного дикаря», популяризованного Жан-Жаком Руссо.

3 «Дивный новый мир» (Brave New World) — антиутопия Олдоса Хаксли.


Источники информации

1. Andrew Keen. The Cult of the Amateur: How blogs, MySpace, YouTube, and the rest of today's user-generated media are destroying our economy, our culture, and our values. Doubleday Business. August 12, 2008.

2. Taps Don and Anthony D. Williams. Wikinomics: How Mass Collaboration Changes Everything. Portfolio Hardcover. April 17, 2008.

3. Stacy Schiff. Know It All - Can Wikipedia conquer expertise? The New Yorker, July 31, 2006.
http://www.newyorker.com/archive/2006/07/31/060731fa_fact

4. Nicholas Carr. The amorality of Web 2.0.
http://www.roughtype.com/archives/2005/10/the_amorality_o.php

5. Kevin Kelly. Scan This Book! The New York Times, May 14, 2006.
http://www.nytimes.com/2006/05/14/magazine/14publishing.html

6. Clive Thompson. Open-Source Spying. The New York Times, December 3, 2006.
http://www.nytimes.com/2006/12/03/magazine/03intelligence.html

7. War of words online: McCain vs Obama update
http://www.attributor.com/blog/mccain_obama_war_of_words

8. Obama vs McCain - who really owns the web
http://www.attributor.com/blog/obama-vs-mccain

9. Eugene Gorny. Russian LiveJournal: National specifics in the development of a virtual community. Version 1.0 of 13 May 2004.
http://www.ruhr-uni-bochum.de/russ-cyb/library/texts/en/gorny_rlj.htm


UPD: Опрос о блогосфере - http://panchul.livejournal.com/44221.html
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: igor734
2008-09-25 01:24 am (UTC)
Интересная статья. А что, "Абама" в печатный вариант тоже проскочило? :)

Получается, если пользоваться журналистской терминологией, блоггеры превосходные репортеры (быстро находят и передают "сенсационную" информацию; традиционные СМИ просто не могут успевать за ними, да и стоит им это дороже), но плохие комментаторы/интерпретаторы. Что в принципе объяснимо - последнее требует гораздо большей квалификации, нужно уже быть экспертом, в то время как сбору информации всех обучают еще со школы.

Лично для меня интересен другой момент. Распространение блогосферы в область СМИ очень сильно затруднило ведение государственной пропаганды (я имею в виду не PR, a старое традиционное понимание этого слова). Развитие телекоммуникационных технологий привело к тому, что практически любой прохожий, случайно оказавшийся "в нужном месте в нужное время" моментально может превратиться в фото-видео корреспондента своего рода глобального информационного агенства. И если правительства уже научились препятствовать журналистам (задержать, отобрать кассету или разбить камеру), то каждого прохожего с сотовым телефоном уже не проконтролируешь. Впервые на этот феномен я обратил внимание в период первых "Маршей Несогласных", когда ОМОНУ пришлось разгонять демонстрации фактически в прямом эфире на глазах изумленной публики (причем самые "вкусные" кадры пришли как раз из блогов).

Интересно, что попытки использовать блоги в качестве канала дезинформации и пропаганды также не сработали - это хорошо было видно на примере последней кавказской войны. Самый яркий пример - история с blogcatalog, в котором Вы приняли участие. :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: panchul
2008-09-25 01:45 am (UTC)
*** Лично для меня интересен другой момент. Распространение блогосферы в область СМИ очень сильно затруднило ведение государственной пропаганды (я имею в виду не PR, a старое традиционное понимание этого слова). Развитие телекоммуникационных технологий привело к тому, что практически любой прохожий, случайно оказавшийся "в нужном месте в нужное время" моментально может превратиться в фото-видео корреспондента своего рода глобального информационного агенства. ***

Вообще я хотел обсудить этот вопрос с Эндрю Кином, но потом передумал. Дело в том, что я его спрашивал (по е-мейлу) о блогах вообще, а не о русской политике. Иначе получилось бы как в "12 стульях", где инженер хотел говорить о стройке, но свернул на международное положение :-) Хотя Эндрю Кин сам в конечном итоге свернул в сферу российской политики, упомянув российское правительство как способное контролировать поисковики (мой изначальный вопрос был о Китае).
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
[User Picture]From: profpr
2008-09-25 02:25 am (UTC)
Спасибо, интересно. А как измерялась популярность кандидатов среди блогеров?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: panchul
2008-09-25 02:30 am (UTC)
Вот источники:

7. War of words online: McCain vs Obama update
http://www.attributor.com/blog/mccain_obama_war_of_words

8. Obama vs McCain - who really owns the web
http://www.attributor.com/blog/obama-vs-mccain
(Reply) (Parent) (Thread)
From: ex_kashanya
2008-09-25 03:16 am (UTC)
Жизненно. Я вот тоже хотела стать журналисткой, но поступила не туда.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: panchul
2008-09-25 03:40 am (UTC)
Ну и ничего. Эротические сайты - это тоже хорошее занятие.
Иногда даже гражданственное, как в фильме "People versus Larry Flint"
Я в прошлом году тоже написал статью "О природе секса" - http://panchul.livejournal.com/10446.html
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: perlinnoise
2008-09-25 03:26 am (UTC)
ого.
А есть статистика среди электората двух кандидатов, по которой было бы ясно:
сколько цветных/белых
с ВО/без него
с выкладками по доходам
Очень интересно было бы посмотреть.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: panchul
2008-09-25 03:42 am (UTC)
Некоторая статистика есть в PDF-файлах на вебсайте http://www.attributor.com
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: julia28
2008-09-25 04:39 am (UTC)
Иллюстрация суперская! Твоя?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: panchul
2008-09-25 04:48 am (UTC)
Не, иллюстрацию в "Новом Времени" нарисовали или взяли откуда-то.

Какие все-таки блоггеры бывают противные. В любом посте находится некто, кто, не читая статьи, заворачивает длинные ветки споров и где-нибудь между делом признается, что статью не читал - http://community.livejournal.com/rusam/1532075.html?thread=38266027#t38266027
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: yoshke
2008-09-25 06:27 am (UTC)
Он назвал Web 2.0 «местом, в котором сходятся вместе невежество, эгоизм, плохой вкус и закон толпы».

О, точно - все время вертелось в голове. Юрий если будете еще связываться с Эндрю Кин, напишите ему, что я ему благодарен за четко выраженную мысль.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: panchul
2008-09-25 06:37 am (UTC)
Обязательно! А что, если попробовать вывести эту запись в топ?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: kingston123
2008-09-25 04:33 pm (UTC)

1

сразу видно что вы это ещё не видели http://infoylife.ru/?id=2 ))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: arifg
2008-09-25 09:50 pm (UTC)
Привет, Юрий!

Тут бы вам с Алексом Розовым alex_rozoff побеседовать - он большой популяризатор "просьюмеризма" (это как раз когда "консьюмер" одновременно является "продьюсером"), который, по идее, в перспективе должен стать основой будущей экономики, практически во всех областях, а не только в интернете.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: sir66
2008-09-26 02:03 pm (UTC)
По поводу Газеты.ру. У них эта практика давно. Уж не знаю откуда они это позаимствовали, но они давно уже применяли такую практику - берем чей-то развернутый комментарий к статье, переделываем, иногда до неузнаваемости, а потом публикуем уже как статью без указания авторства с припиской "ЛИЧНЫЙ ОПЫТ" Вот, в частности, мой комментарий превратился вот в эту статейку:

http://www.gazeta.ru/techzone/2008/06/07_e_2747359.shtml

Получаем веб 2.0, но в слегка извращенном виде. Исходный вариант комента найти на из сайте не смог - они сейчас все перетряхнули и теперь там ЖЖ вместо собственной формы для комментариев. Но переврано изрядно, хотя конечно какие то мысли они передали правильно. У меня текст этот вроде бы сохранен на другом компьютере, найду - выложу сюда. Жена у меня попала в такую же ситуацию написав комментарий про школу где училась наша дочь. Не знаю даже как к этому относиться. Забил в общем.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: sir66
2008-09-27 05:33 pm (UTC)
Дабы не захламлять блог Юры про gazeta.ru перенес все сюда http://sir66.livejournal.com/2898.html
(Reply) (Thread)